Об особенностях приобретения товаров через Интернет в период распродаж и «черной пятницы»

27.11.2020

В период распродаж и, так называемой, «чёрной пятницы» Роспотребнадзор обращает внимание потребителей на ряд ключевых особенностей продажи товаров через Интернет.

Продавец обязан:

- передать потребителю заказанный товар, даже если он еще не оплачен. Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

- передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре. Если товар оплачен, но продавец тянет с отгрузкой или доставкой товара, то потребитель вправе потребовать уплаты ему за каждый день просрочки неустойки (пени) в размере 0,5% суммы от предварительной оплаты товара.

- четко сформулировать условия и цену приобретения товара по акции. Только если продавец правильно и доходчиво донесет информацию до покупателя, между ними не возникнет никаких конфликтных ситуаций.

- предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.

Не допускается навязывание дополнительных товаров и услуг. Проверка качества и консультирование по выбору товара вообще не могут являться дополнительными услугами, поскольку входят в обязанности продавца. Если потребителю предлагается застраховать товар или расширить гарантию следует учитывать, что гарантийный срок, заявленный изготовителем не может быть уменьшен и должен быть раскрыт продавцом до заключения договора. Зачастую, так называемые, «программы страхования» или иной «защиты покупателя» дублируют в себе обязанности, которые продавец или изготовитель должны выполнять в силу закона (обмен товара или его ремонт).

От товара, купленного в Интернет-магазине, в том числе в рамках акции, потребитель вправе отказаться в любое время до его передачи потребителю продавцом либо уполномоченным им лицом, а после передачи товара - в течение семи дней (если в отношении приобретенного товара сохранен его товарный вид, потребительские свойства).

В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Если товар, приобретенный в Интернете, оказался ненадлежащего качества, то в этом случае потребитель в отношении товара с недостатками в целях защиты своих прав имеет все те же права, что и при «традиционной» (офлайн) торговле. Статьи 18-24 Закона «О защите прав потребителей» предусматривают возможность замены товара на новый, перерасчета стоимости, а также возврата продавцу товара с недостатками.

Закон «О защите прав потребителей» предусматривает дополнительную защиту потребителей при покупке товаров (и заказе услуг) через, так называемые, сайты (приложения) владельцев агрегаторов информации о товарах (услугах). К ним относятся такие информационные ресурсы, на которых потребитель имеет возможность получить информацию о товаре (услуге), оформить заказ и оплатить его. Важной особенностью таких ресурсов является их ответственность за достоверность информации о фактическом продавце (исполнителе).

На владельцев агрегаторов возлагается ответственность за убытки потребителя из-за недостоверных сведений о товаре либо продавце. При этом в Законе «О защите прав потребителей» названы случаи их освобождения от ответственности. Например, если владелец агрегатора не изменял информацию о товаре (услуге), то требование потребителя о возмещении ему убытков, причиненных продажей товара (или оказания услуги) на основе неполной или недостоверной информации должно адресоваться напрямую продавцу (исполнителю услуги).

Законом «О защите прав потребителей» установлены случаи, в которых владелец агрегатора по требованию потребителя обязан вернуть сумму предварительной оплаты товара (услуги). В частности, это ситуации, когда товар не доставлен (услуга не оказана) в срок и потребитель в связи с этим направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от них и сообщил об этом владельцу агрегатора. В возврате такой предоплаты может быть отказано потребителю, если продавец предоставит подтверждение о передаче товара потребителю.

Советы потребителям:

1. Проверьте цену на товар со скидкой у других продавцов. Если товар неожиданно «подорожал» перед акцией и со скидкой стоит столько же сколько и раньше, привлечь к ответственности продавца (многие из которых находятся за рубежом) будет невозможно.

2. Слишком низкая цена может свидетельствовать о продаже фальсифицированного или контрафактного товара. Попробуйте запросить у продавца сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя.

3. Обратите внимание на стоимость доставки товара до его оплаты. Большая скидка на товар может быть достигнута за счет дорогой доставки.

4. Убедитесь, что продавец не прячет информацию о себе. На сайте (в приложении) должно быть указано фирменное наименование (наименование) продавца, место его нахождения (адрес), режим работы, ОГРН для юрлиц, фамилия, имя, отчество (если имеется) и ОГРНИП для индивидуальных предпринимателей.

5. Если Вы покупаете товар на сайте владельца агрегатора информации о товарах (услугах), то в случае, если товар не будет доставлен в срок, Вы можете заявить требование о возврате денег такому посреднику (агрегатору). Возврат произойдет в течение десяти календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования.

6. При покупке товара выясните, в какие сроки он должен быть доставлен. Продавец обязан согласовать с покупателем сроки передачи товара покупателю.

7. Опасайтесь фишинговых сайтов и ресурсов, основной целью которых является не продажа товаров со скидками, а сбор Ваших персональных данных, а также сведений о платежных картах и паролях к операциям при дистанционном банковском обслуживании.
Памятки
, видеоматериалы и ответы на вопросы, образцы претензий, исковых заявлений по различным ситуациям размещены на Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей.

27.09.2017

с 02 октября по 16 октября 2017 года специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия» будет проводиться консультирование на тему «Профилактика гриппа и ОРВИ»

с 27 ноября по 08 декабря 2017 года специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия» будет проводиться консультирование на тему «Профилактика ВИЧ-инфекции в рамках акции СТОП ВИЧ/СПИД»

04.12.2017

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия» доводит до сведения потребителей, что с 04 декабря по 18 декабря 2017 года специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия» будет проводиться консультирование на тему «Качество и безопасность детских товаров, выбор новогодних подарков»

03.10.2017
Защититься от гриппа Вам поможет только прививка!
14.04.2017

В ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия» открылась "Горячая линия" по вопросам незаконной реализации спиртосодержащей непищевой и пищевой продукции.

Данный раздел сайта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия» создан для обеспечения возможности обращений граждан по вопросам предотвращения коррупционных правонарушений в нашем учреждении.
22.01.2021
Роспотребнадзором разработаны методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций, которые направлены на организацию здорового питания, в том числе горячего, формирование принципов рационального, сбалансированного питания при оказании услуг по организации питания. 
22.01.2021

По состоянию на 22.01.2021 в Республике Хакасия подтверждено 98 новых случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией, из которых 87 случаев с признаками ОРВИ/внебольничной пневмонии и 11 бессимптомных случаев: 41 – в г. Абакане, 19 – в Усть-Абаканском районе, 11 – в г. Черногорске, 9 – в Таштыпском районе, 8 – в г. Саяногорске, 4 – в Орджоникидзевском районе, 2 – в г. Абазе, по 1 случаю в Аскизском, Алтайском, Ширинском и Бейском районах.

21.01.2021
По состоянию на 21.01.2021 в Республике Хакасия подтверждено 100 новых случаев заболевания, из которых 89 случаев с признаками ОРВИ/внебольничной пневмонии и 11 бессимптомных случаев: 27 – в г. Абакане, 17 – в Усть-Абаканском районе, 11 – в г. Саяногорске, 10 – в г. Черногорске, 7 – в Алтайском районе, по 5 случаев в г. Сорске, Таштыпском и Аскизском районах, 4 – в Орджоникидзевском районе, 3 – в Ширинском районе, 2 – в г. Абазе и Боградском районе, 1 – в Бейском районе, 1 – у жителя Красноярского края.